Size is font:
A A A
Site color:
Ц Ц Ц
Show images:
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
Режим доступности
Size is font:
A A A
Site color:
Ц Ц Ц
Show images:
На сайте присутствует голосовой помощник
Вам необходимо выделить текст и нажать на кнопку громкости
Log In
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Log In
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Скачать мобильное приложение bcc.kz
Cканируйте QR-код, камерой вашего телефона
Menu
bcc journal
3 February 2025
Updated: 21 March 2025

Факапы, успехи и советы Елены Цой, владельца Kese

«Вы случайно не знаете, cколько кубов газа надо на производственный цех площадью 300-500 кв. м?», — сходу огорошивает меня Елена.

Елена Цой, владелец фуд-корнера Kese

Сегодня про бизнес, неизбежные неудачи и внезапные успехи мы говорим с Еленой — харизматичной владелицей заведения Kese, находящегося в Platforma, недавно открывшемся фудмаркете на Абылай хана — Жамбыла. Platforma — этакий гастрономический Вавилон в центре города с 26 микроресторанами под одной крышей, где можно попробовать практически любую кухню: от суши до бешбармака.

ИДЕЯ

«‎Идея пришла совсем внезапно, когда я узнала, что открывается вот такое фуд-пространство. Я загорелась, и сразу определилась концепция — понятная домашняя еда, которую я сама готова есть каждый день. Так и появилась концепция».

Елена пришла в ресторанный бизнес, как и многие в этой сфере, случайно — из банковской карьеры она попала в известную ресторанную сеть ABR, с которой всё и началось.

Онлайн-открытие счёта для бизнеса

Используйте доступные возможности
в несколько кликов

КОНЦЕПЦИЯ

«Kese — это домашняя, комфортная еда на каждый день. И не совсем национальная казахская или восточная. Я думала про то, что кормить всё же буду алматинцев, а Алматы же очень многонациональный город. Тут и русские, и немцы, и корейцы, и казахи, ну, очень много национальностей, и поэтому у меня в меню можно встретить, например, немецкую лапшу. Вы знаете, что на самом деле наш кеспе впервые был описан в кулинарной книге 18 века в Германии?»

Особая смелость корнера (так в Platforma называются эти самые микрорестораны) — это фирменный бешбармак, с авторским туздыком, соленьями и айраном.

«Конечно, было очень страшно. Первая мысль была, что будет миллион комментариев, мол, это не как у мамы, не как у бабушки, беш надо есть только дома, а где-то там на вынос, тем более в фудкорте — это не беш. Но я решила, что мы не будем претендовать на “домашность” бешбармака. Наша фишка наверное в поводе: если в большинстве семей беш — это некий повод для сбора гостей, родственников, то наш беш — это когда просто хочется беш, без заморочек».

5 ФАКАПОВ:

1. РОМАНТИЗМ

«Первый и главный факап — это, наверное, романтизм. Почему-то, когда ты вкладываешь в проект свои личные деньги и амбиции, вообще не хочется думать о плохом. В общепите всегда просчитывается 3 сценария: реалистичный, пессимистичный и, как я его называю, сверхсказочный. И этот пессимистичный прогноз я буквально в другую папку на компьютере переложила и даже не смотрела на него. Потому что кажется, что все мы ошибаться не можем, и локация классная, и продукт я знаю, и операционку умею поставить. И так думать — это большая ошибка».

2. ДЕНЬГИ

«Это пожалуй, самый жестокий факап. Ты поверил в продукт, закрыл глаза и подумал, что всё будет хорошо. Я вложила в проект последние деньги, и совсем не оставила себе финансовую подушку “на черный день”, который в этом бизнесе происходит гарантированно всегда. В общем, делать подобный бизнес без изначально заложенной денежной страховки — ещё одна большая ошибка».

3. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

«Я вцепилась во все процессы. Я забрала на себя закуп, потому что я прямо боялась, что они сейчас мне привезут плохое мясо, а никто, кроме меня, этого не заметит. Я забрала на себя полностью роль не то чтобы шеф-повара, и даже не бренд-шефа, но меню полностью ставила только я. И не давала реальному шеф-повару что-то придумать, предложить. В итоге я оказалась в позиции, что у меня нет времени на какие-то стратегические вещи, я утонула в микроменеджменте. А это чревато очень быстрым выгоранием, после чего можно закрываться. И это исключительно моя личная ошибка».

4. МАРКЕТИНГ

«Я вообще не эксперт в этой сфере, понимаю только на уровне “красиво — некрасиво”. Соответственно, составить какое-то чёткое техзадание для того же СММ-щика или маркетолога я не могла, потому что не понимала, как это работает. Разумеется, мы наняли дорогое агентство, которое без вразумительного задания сделало невразумительную работу. В этом агентстве тоже были свои внутренние проблемы, и сложно назвать это моим факапом, но в итоге в общем зачёте проиграл в этом только мой бизнес».

5. НЕГОТОВНОСТЬ К ПРОВАЛУ

«Наверное этот пункт коррелирует с первым, но я бы вынесла его отдельно. В бизнесе миллион причин, из-за которых ты можешь проиграть. И вот когда сталкиваешься с трудностями, кажется, что уже хуже некуда — требуется определенная готовность к такому раскладу, и — самое важное — воля продолжить. Не могу назвать это своим факапом, благо мы продолжаем работу, но не иметь такую готовность и волю на старте — это своего рода факап».

5 ПОБЕД:

1. СДЕЛАЛА ХОРОШИЙ ПРОДУКТ

«Да, это не какая-то супервысокая кухня, не haute cuisine, но я довольна, что сделала стабильный, качественный, вкусный, классный продукт, который я сама придумываю, сама генерирую. Такого я от себя не ожидала, и это, наверное, мой личный приятный трофей. Вообще в наше время слишком много информации, все какие-то загнанные, времени не хватает. И порой, когда ты хочешь себя почувствовать в безопасности хотя бы где-то, вот с этой едой, ты эту безопасность можешь получить, потому что тебе не нужно гадать, какая там еда, что меня там ожидает. Тебя эта еда согревает, она как-то всё равно тебя заземляет».

2. ДОБИЛАСЬ СТАБИЛЬНОСТИ

«Причём с первого дня. И я сейчас понимаю, что моя всё-таки сила в том, что я не завишу от условного приходящего бренд-шефа, который мне его сейчас поставит и унесет с собой потом свои знания. То есть я всегда могу сама контролировать свой продукт, осознание этого факта мне приносит большое удовольствие».

3. ПОЯВИЛИСЬ ПОСТОЯННЫЕ ГОСТИ

«У меня есть “постоянники”, которые, например, заказывают нас на вокзал, потому что хотят поесть бешбармак в поезде, или заказывают еду в больницу своим родственникам. Это очень приятная эмоциональная поддержка делу, которому ты отдаёшься на все 100%».

4. ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НА СВОЁМ МЕСТЕ

«Даже с учётом всех трудностей и проблем, форс-мажоров и прочего, я чувствую себя на своём месте, что делаю дело, которое люблю. И ежедневный контроль ингредиентов, качества, которые должны по идее выматывать, становятся не такими сложными, потому есть ощущение — это моё дело, мой продукт, моё детище».

5. НАУЧИЛАСЬ

«Постепенно неудачи с делегированием вылились в необходимость погружаться в какие-то до этого незнакомые мне процессы самой, благодаря чему, хоть и поверхностно, я многому научилась. Стратегически неверно всё делать самой, но понимание того, как устроены вещи сильно упрощает работу с другими людьми».

Как открыть текущий счёт для ТОО
How and Where to Check the Reliability of a Counterparty

5 СОВЕТОВ:

1. РУТИНА, ДИСЦИПЛИНА

«Бизнес — это не призы за отдельные выступления, а медаль за общий зачёт. Рутина по-своему дисциплинирует, заземляет, позволяет выравнивать трудные моменты».

2. НЕ БОЯТЬСЯ ЗАКРЫТЬ БИЗНЕС

«Несмотря на все вышесказанное, нужно уметь выходить из бизнеса, если уже совсем нет сил и базовых финансовых показателей. Парадокс заключается в том, что для предпринимательства требуется страсть, но сам по себе бизнес — вещь хладнокровная. Важно не упустить баланса между этими инь и ян, отпустить дело, когда оно вот совсем не идеёт, чтобы сохранить себя для будущих проектов».

3. ИМЕТЬ НА РУКАХ ПРОДУКТ

«В общепите делать без хорошего продукта нечего. В моментах весь бизнес может трещать по швам, но, если у вас есть продукт — значит есть шанс. Конечно, в краткосрочной перспективе можно выезжать за счет хайпа, рекламных бюджетов, но это продлится недолго. В общем зачёте хороший продукт всегда побеждает».

4. ИДЕЯ – ЕЩЁ НЕ ПРОДУКТ

«У вас может быть самая распрекрасная идея, но сама идея в чистом виде не стоит ничего. Если идея выдержит суровый быт предпринимательства, то у неё есть шанс. Поэтому ставить всё на чисто идею, не имея опыта или готовности этот опыт получать через болезненные тумаки — плохая идея».

5. ДЕНЬГИ

«Имейте запас денег и готовность их потерять. Рассчитывайте так — запланированная чистая прибыль умножить на 12. Если можете себе это позволить — будет легче. Просто сразу отложите этот парашют и приготовьтесь с ним расстаться».

Держите руку на пульсе с bcc journal
Подпишитесь на нашу рассылку и не пропустите новые статьи и актуальные обзоры.
You might like
Currency overview
Аналитика курсов валют от BCC Invest на 18 апреля 2025 года

Сегодня тенге завершает неделю незначительным укреплением по отношению к доллару

Currency overview
Курсы валют на 18 апреля 2025 года

Нацбанк Казахстана установил курс доллара к тенге по состоянию на 18.04.2025 г. ...

Currency overview
Аналитика курсов валют от BCC Invest на 17 апреля 2025 года

Сегодня курс тенге немного укрепился по отношению к доллару, завершив торги на о

Поиск по сайту
We use cookies
We use cookies to improve website performance and your user experience
Back
Cookie settings
We use cookies to improve website performance and your user experience
Essential cookies
Always active
These Cookies do not gather information about you that could be used for marketing purposes, and do not remember when you have been on the Internet. You can disable these Cookies by changing your browser settings, but this may affect the functioning of our website when interacting with our website.
Non-essential cookies
Analytics cookies: help improve the user experience and ensure that any information provided to you matches your interests and preferences. The cookies collect information in a way that does not directly identify anyone.