Клиент, который приходит в банк за кредитованием, может столкнуться с отказом. Почему не одобряют кредит? Одна из ключевых причин — плохая кредитная история (КИ). Под этим термином понимают все сведения о том, как кредитополучатель выполнял свои прежние кредитные обязательства: сколько займов он брал и на какую сумму, вовремя ли вносил ежемесячные платежи, были ли у него задолженности. На основе этой информации банк решает, является ли клиент надежным, можно ли доверить ему заёмные средства и рассчитывать на их возврат.
Понятие плохой кредитной истории у каждого банковского учреждения своё. Например, один банк может посчитать плохой КИ, когда у клиента слишком много займов (даже если нет просрочек). Для другого финансового учреждения «лакмусовой бумажкой» становятся просрочки. Третий может вовсе «простить» клиенту, если просроченный платёж по кредиту был всего один раз.
Как улучшить кредитную историю в Казахстане? Как часто она обновляется? Как узнать свою кредитную историю?
Премиальный уровень с #IronCard
Карта для ценителей комфорта и эксклюзивности
Всеми вопросами по КИ в стране занимаются специализированные бюро — Государственное кредитное бюро (ГКБ) и Первое кредитное бюро (ПКБ). Срок хранения данных составляет 5 лет, и они постоянно обновляются. Обновление кредитной истории осуществляется на основе тех сведений, которые предоставляют финучреждения и иные ведомства. Способа, как обнулить кредитную историю, не существует: удалить информацию или скорректировать ее невозможно. Единственный «рабочий» способ, как восстановить кредитную историю, — это выполнять все обязательства по новым кредитным продуктам.
Для начала следует учесть, что на «качество» КИ влияют не только просрочки (обычно более 90 дней). Банк беспокоят наличие задолженности по коммунальным услугам, неоплаченные налоги, а также штрафы. Насторожит и ситуация, если клиент — банкрот, но банк располагает недостоверными данными об этом статусе. Неверные сведения рассматриваются как попытка утаить важную информацию, что говорит о недобросовестности клиента.
Обратите внимание, что просроченный платёж не всегда является «пятном» на вашей истории. Бюро «реабилитирует» клиента, если:
Как же поднять рейтинг своей кредитной истории? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Так происходит не часто, но подобные ситуации бывают: кредитную историю «портят» ошибки системы. Например, кредит давно выплачен, но по нему до сих пор числится задолженность. Случается, что просрочка по платежу была «реабилитирована», но это не зафиксировано в КИ. Или вовсе персональные данные заёмщика указаны неверно. Чаще всего причина таких ошибок — технические сбои или мошеннические действия (кто-то воспользовался персональными данными клиента).
Чтобы уменьшить риски, нужно отслеживать сведения по своим кредитам. Как получить данные о кредитной истории?
Внимательно изучите документ. Если нашли неточности, необходимо составить заявление в бюро. Специалисты ознакомятся с документом, сформируют запрос для поставщика информации и проведут проверку. Оплачивать эту услугу не нужно.
Если ошибка допущена банковским учреждением, которое предоставило информацию, специалисты внесут изменения и передадут исправленный документ в бюро (на это отводится 10 дней). Если неточность возникла из-за работы самого бюро, сотрудники исправят сведения и вышлют клиенту верный отчёт.
Управляйте финансами
с кредитной #картакарта
Лимит до 7 000 000 ₸, кешбэк деньгами, рассрочка bcc smart, бесплатный выпуск
и обслуживание
Причина неточностей в отчёте зачастую куда более банальная — данные попросту не успели обновиться. Поэтому полезно знать, когда обновляется кредитная история в Казахстане:
С плохой КИ кредит получить почти невозможно, но в Казахстане не существует такого понятия, как очистка кредитной истории. Единственный доступный заёмщику способ реабилитироваться — выполнять точно и своевременно обязательства по новым кредитным продуктам. Это повысит шансы при подаче заявки на более крупные суммы.